Translate

суббота, 21 декабря 2013 г.

Фёдоровская икона Божией Матери


ИСТОРИЯ
1) Чудотворная икона Федоровская явилась в 1230 г. Празднество ей установлено в память избрания, 14 марта 1613 года, на царстве Михаила Федоровича, из дома Романовых, умирителя встревоженной России. Икона находится в Костромском Успенском соборе против правого клироса. Она украшена золотою ризою и драгоценными камнями, пожертвованными царем Михаилом Федоровичем и матерью его благочестивою старицею Марфою Ивановною. Еще в начале XII века икона сия находилась в часовне, стоявшей близ города Кидекша. Князь Псковский Георгий Всеволодович, при устроении города Кидекша, хотел перенести чудотворную икону в город, но посланные им никак не могли сдвинуть ее с места. Из этого заключил князь Георгий, что Пресвятой Богородице угодно своею иконою здесь пребывать, и потому он основал в 1164 году на месте часовни святую обитель, которой и дали название Городецкой, по имени Городца, города Нижнегородской губернии, И Федоровскою, потому что первоначально она стояла в деревянной церкви Федора Стратилата.

2) Во время нашествия Батыя, когда татары опустошали землю русскую и целые селения и города обращали в груды пепла, не был пощажен и Городец Волжский. Все жители бежали, все было брошено; оставлена в соборном храме за св. Престолом и икона Боматери, имевшая на другой стороне своей изображение св. мученицы Параскевы Пятницы: некому было позаботиться о ее спасении. Все думали, что она погибла в пламени.
В 1239 г. князь Василий Георгиевич Квашня был на охоте в густом лесу, в одной версте от города. Какой-то зверь пробежал мимо него. Князь бросился за ним и вдруг остановился, увидев пред собою на сосновом дереве икону Богоматери. Он протянул руки, чтобы снять ее с дерева, но икона поднялась на воздух. Князь и все бывшие с ним преклонили колена в благоговейном ужасе. Икона снова явилась на дереве, но, едва князь простер руки, чтобы взять икона снова поднялась на воздух. Князь поспешил в город,
собрал духовенство и народ, и все с крестами и иконами отправились к указанному месту. Совершив молебное пение с коленопреклонени
ем священники приняли икону Богоматери на руки и понесли ее в город. Жители вышли навстречу и со слезами целовали чудотворную икону, которая была внесена в соборный Костромской храм. Со всех сторон начали стекаться бесчисленные толпы народа. Некоторые благочестивые граждане объявили князю, что видели, как эту самую икону нес по городу человек в богатой воинской одежде , подобной той, в какой изображается на иконе св. великомученник Федор Стратилат. Между тем икона была уже поставлена в соборном храме во имя вмч. Федора Стратилата, почему и получила название Федоровской.

3) Между купцами, проживавшими в Костроме, были некоторые из Городца, опустошенного татарами; поспешили и они поклониться чудотворной иконе и тотчас же узнали, что это та самая икона, которая столько лет охраняла их отечественный город. На месте обретения иконы на берегу реки Запрудни, князь основал Запрудненский монастырь в честь Нерукотворенного образа и с того времени туда ежегодно 16 августа совершается крестный ход в память явления чудотворной иконы. Самая же икона оставлена была в соборном храме; но спустя несколько лет сгорел и этот Костромской собор, и все полагали, что икона погибла в пламени. На третий день после пожара, разрывая пепел, нашли икону, нимало не повредившуюся в огне. Вскоре на месте погоревшего храма воздвигнут был новый, великолепный храм во имя вмч. Федора Стратилата, и чудотворная икона опять поставлена внутри алтаря за престолом. Спустя несколько времени после этого в Россию опять вторглись татары, опустошили многие города и грозили тою же участью Костроме. Князь Георгий Васильевич со слезами молился пред чудотворною иконою Богоматери, чтобы Она приняла город под Свою защиту. Народ и воины усердно прибегали к Ней. В надежде на Ее помощь князь взял с собою на войну икону Богоматери, Царица Небесная вняла молениям с верою прибегавших к Ней. Чудотворную икону несли пред ополчением. Татары обнажили мечи и напрягли луки, но, увидев икону, сиявшую светлее солнечных лучей, которые, как огонь, пожигали их полчища, они пришли в такой ужас, что бросились в бегство. Божия Матерь чудесно спасла Кострому. На том месте, где во время битвы находилась чудотворная икона, поставлен был крест, и с того времени близлежащее озеро называется Святым, и основанное на берегах его селение приняло название Святого.
4) Спустя несколько времени соборная церковь опять загорелась и пламя так быстро распространилось по всему храму, что никто не мог взойти туда для спасения иконы. Некоторые из жителей увидели, что икона стоит на воздухе над самым пламенем пожара. Все пали на землю и с горькими слезами взывали к Ней, чтобы не оставила их без святого покрова и заступления Своего. Икона спустилась на землю и стала среди площади; пораженные ужасом жители не прекращали молитв день и ночь. По велению князя немедленно была построена небольшая церковь для временного помещения чудотворной иконы, и в то же время приступлено к построению новой каменной церкви, в честь Успения Пресвятой Богородицы, с приделом во имя св. Федора Стратилата. Церковь скоро была окончена, и туда перенесена икона Богоматери. Много лет протекло, все прибегали к Ней с молитвами, и верующие получали чудесные исцеления. Но настали времена смут от поляков и литовцев. Великая старица Марфа Ивановна Романова удалилась с сыном своим Михаилом из Москвы в Кострому и проводила там время в благочестивых монашеских занятиях. Между тем в Москве, освобожденной от врагов, собрались выборные всей земли Русской, и выбор их единодушно пал на юного Михаила. Для объявления об этом избрании отправлено было посольство в Кострому с грамотою, в которой чины государства, призывая на царский престол
Михаила, умоляли его следующими словами: «Русская держава без покрова, венец ее осиротел; отечество рыдает, не имея отца. Приди к нам, сладчайшая надежда всей земли Русской, Царь, по сердцу всего народа Избранный».


5) Послы, сопровождаемые толпами народа, были встречены костромским духовенством с честными крестами и чудотворною иконою Федоровской Богоматери, и все вместе следовали в Ипатьевский
монастырь, где пребывала инокиня Марфа. Михаил в сопровождении
своей матери вышел навстречу им за святые врата. Он приложился
ко кресту и чудотворной иконе, принял благословение архиепископа
Феодорита, но отказывался принять царский престол, да и мать его, страшась за сына, не хотела отпустить его на престол. Долго
умолял архиепископ со всем собором, но мать и сын оставались
непреклонны. Мать плакала и говорила: «Мнози прежде бывшие
цари обругаемы бяху, а инии и чуждую землю познаша... Молю
вас: не лишите мене единородного чада».

6) Тогда архиепископ взял в руки Федоровскую икону Богоматери,
а троице-сергиевский келарь Авраамий — образ св. московских
чудотворцев Петра, Алексея, Ионы, и поднесли св. иконы к Марфе
и сыну ее Михаилу Федоровичу и сказали им: «Если не склоняетесь
на милость ради нас, — по крайней мере, ради чудотворного образа
Царицы всех и Богоматери и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Не прогневайте всех Владыку и Бога».
При виде лица Богоматери инокиня Марфа была глубоко тронута: поверглась пред иконою и долго молилась, потом подвела сына к иконе, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь немедленно был возведен на престол. Это происходило в 1613 году 14 марта, и потому в этот день постановлено праздновать Федоровской иконе Богоматери. В 1636 году царь Михаил Федорович, посоветовавшись с отцом своим, святейшим патриархом Филаретом, приказал обновить чудотворную икону, вновь украсить золотом и драгоценностями и поставить на прежнем месте, против правого клироса.
(София Снессорева «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон» 1898).

ЕЩЕ ОДНО ПРЕДАНИЕ О ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЕ БОГОРОДИЦЫ
7) Предание связываем создание Феодоровской иконы с именем апостола Луки. Никаких документальных подтверждений этому не существует, но несомненно одно: Феодоровский образ был написан очень давно и являлся прославленной святыней уже в начале XII века. Именно к этому времени относится первое письменное упоминание о его местонахождении — в часовне у Малого Китежа (впоследствии — Городца). Сто лет спустя на месте этой часовенки благоверный князь Юрий Всеволодович основал монастырь, ныне известный под именем Городецкого Феодоровского. После гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сити (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Феодоровской иконой Божией Матери своего сына, святого князя Александра Невского, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Феодоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. Скончался благоверный князь в 1263 году в Городце, возвращаясь из своей последней (и наиболее тяжелой) поездки в Орду. И Феодоровскую икону взял — на молитвенную память о старшем брате — князь Василий Ярославич, княживший в Костроме.

СОВРЕМЕННОСТЬ
8) Сохранение Феодоровской иконы при советской власти можно назвать событием едва ли не более чудесным, чем спасение ее из горящего собора. Разумеется, драгоценную ризу большевики «реквизировали», но сам образ Божией Матери на протяжении всего XX века пребывал в стенах храма, а в 1955 году по благословению Патриарха Алексия I (Симанского) для него даже сделали другую ризу. Некоторое время Феодоровская икона находилась в руках обновленцев, но обновленческое движение иссякло, и с 1944 года икона была у православных. В 1954 году ее перенесли в Воскресенский собор на Нижней Дебре, где она оставалась вплоть до 1991 года — до перенесения в Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. В 2003 году к иконе была приложена новая риза — точная копия той, что украшала ее до 1922 года.
С 1991 года ведется летопись со¬временных чудес, совершающихся по молитвам перед Феодоровской иконой Божией Матери. Таковых насчитывается уже более ста.
(журнал Богоявленско-Анастасиин монастырь).
Источник: http://fotki.yandex.ru/users/serg65kaluga/view/218989/?page=3 

Комментариев нет:

Отправить комментарий