Translate

четверг, 12 декабря 2013 г.

Иконография Божьей Матери

Иконография Богородицы создавалась на протяжении многих веков и сегодня она составляет центральное по значению и крупнейшее по объему направление православной иконописи. Объединяя десятки различных типов изображения и более 800 изводов, основанных на конкретных исторических прототипах, она отражает особое место Божьей Матери в христианской и, особенно, православной культуре.
Восприятие образа Богоматери определяет традиции Ее изображения. С одной стороны, здесь — особое почитание и любовь, связанные с идеей божественного заступничества, всепрощения, чудесного избавления от бед. Характерно, что именно лики Богородицы составляют подавляющее большинство исцеляющих и чудотворных икон. К ней обращались во время великих бедствий — пожаров, эпидемий и войн, а легенды о случаях чудесного избавления красной нитью проходят сквозь всю историю русского государства. Хрестоматийный пример — легенды о чудесах иконы Владимирской Божьей Матери, которая, как считается, сохранила Москву от нашествия Тамерлана и оградила от неминуемых поражений в сражениях с ордынским ханом Ахматом и крымским завоевателем ханом Махмет-Гиреем.
С другой стороны, изображения Богородицы выражают определенный спектр догматических положений церкви и, прежде всего, догмат боговоплощения, который является одним из краеугольных камней христианства в целом.
Изображение Богородицы христоцентрично и неслучайно, что все основные иконографические типы, за исключением «Агиосортиссы», которая происходит из деисусного чина, представляют Богоматерь держащей на руках младенца Христа. Более того, в большинстве случаев именно Сын, а не Дева Мария является ключевым элементом изображения, что достигается благодаря особой технике. Художник пишет икону так, что лик младенца Христа располагается в точке пересечения основных композиционных линий, благодаря чему, по законам изобразительного искусства, он прежде всего привлекает к себе внимание зрителя.
С точки зрения православной догматики, изображение Богородицы повествует о единении божественного и земного начал, о пришествии Иисуса Христа, рожденного в непорочном зачатии, на землю. «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога»,  — пишет святой Григорий Палома, определяя главное содержание иконописного образа Богоматери. Что касается более конкретных, символических значений, здесь возможны различные толкования. В одной из трактовок изображение Богородицы может быть рассмотрено как аллегория православной церкви, которая, подобно Приснодеве, служит посредником между богом и человеком, царством небесным и дольним миром.
По преданию, первые изображения Богородицы были написаны евангелистом Лукой, которого, в частности, считают автором знаменитого извода (прообраза) иконы Тихвинской Божьей Матери, которая почитается чудотворной и существует сегодня во множестве списков. Тихвинская икона относится к иконографическому типу Одигитрия — одному из самых распространенных канонов изображения Богоматери. Что касается оригинальных изображений, то древнейшими среди них являются росписи в катакомбах Рима, которые были сделаны ранними христианами во II - III веках. В их числе — знаменитые изображения из кубикулы Велато и фрески из катакомб Присциллы, а также старинный образ в апсиде старинной церкви Санта-Мария Маджоре в Риме.
Множество типов представления Богоматери составляют две основные группы: лики, а также праздничные иконы и сюжетные композиции, основанные на апокрифических текстах. Первая сочетает несколько основных иконографических типов и представляет изобразительную трактовку особой догматики, определяющей место и значение Божьей Матери в христианской истории и культуре. Во второй группе представлены разнообразные сюжетные изображения, основанные на священном писании, богослужебных текстах и песнопениях, а также символические иконы, такие как Семистрельная и Неупиваемая Чаша. В любом случае, неизменным остается изображение самой Божьей Матери, которая пишется в синей тунике и пурпурном мафории (покрывало замужней женщины), расшитом тремя золотыми звездами, которые расположены на голове и плечах.
В основных чертах иконография Богородицы сформировалась еще в доиконоборческий период. Важным этапом в процессе ее развития стали решения Эфесского собора 431 года, подтвердившие основной христианский догмат о том, что Христос познается в двух естествах — как Бог и как Человек, и закрепившие, таким образом, фундаментальные положения Богородичной иконографии.
С окончанием затяжного периода иконоборчества и далее, на протяжении IX - X веков, иконография Божьей Матери претерпела существенное развитие. В это время сформировались практически все основные типы изображения, включая распространенные в Византии «Оранта» и «Панахранта». В первом случае Дева Мария предстает молящейся, с поднятыми и раскинутыми по сторонам руками, повернутыми ладонями наружу. В иконографии Царицы Небесной и Панахранта, что в переводе с греческого означает «пречистая», «пренепорочная», Богородица пишется восседающей на престоле, с младенцем Иисусом Христом на коленях.
Первые русские иконы Божьей Матери появились в X – XI веках и были созданы по аналогии с византийскими образцами. С развитием иконописных школ, которые окончательно утвердились к XIII столетию, началось становление национальных традиций изображения Богородицы. Так, наиболее широкое распространение получил иконографический тип Елеуса (Умиление), который фактически не встречался до X века. Для него характерно изображение Богородицы, прижимающейся щекой к Младенцу, сидящему у нее на руках. В этой иконографии были написаны многие чтимые и известные на Руси иконы, включая Владимирскую и Донскую. Другой характерной особенностью, которая отличает русскую школу, является преобладание поясных и оглавых икон, в то время как в византийской традиции были более распространены ростовые изображения.
Иконография Богородицы — это огромный культурный слой, который продолжает расти. Многие иконы сравнительно молоды. Например, знаменитый «Державный» образ, обретенный в 1917 году в подвале одной из московских церквей, был написан в конце XIX века. Эта икона, также как и любая другая из многих сотен известных сегодня изводов, является результатом особой трактовки образа Богородицы и обладает своей историей, символикой и культурным значением.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий