Translate

вторник, 21 января 2014 г.

НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ. Иконография одного из самых почитаемых святых в России

Иконография святителя, архиепископа Мир Ликийских (около 270–около 345), особо любимого русским народом святого угодника Божиего, заступника за всех страждущих, угнетенных, несправедливо осужденных, небесного покровителя путешественников и мореплавателей.
Николай н18 в Гориц мон-рьПо количеству икон и храмов, освященных в его честь, святитель Николай занимает одно из первых мест после Божией Матери и среди почитаемых в России святых. Первая Никольская церковь была построена неким Ольмой (по некоторым данным, княгиней Ольгой над могилой кн. Аскольда († 882), в крещении Николая, не позднее Х в.
Но уже в 971 г. князь Святослав разрушил ее. В 990 г. этот храм заново воздвиг князь Владимир, а в 1036 е. здесь возник монастырь. Согласно преданию, в 1113 г.  великий князь Киевский Мстислав, возвращаясь с охоты, заблудился в дремучем лесу. Вдруг его внимание привлек яркий свет, исходивший от иконы Николая, стоявшей на пне у дороги, по которой князь вышел из лесу. В 1115 г. в память об этом князь Мстислав учредил при Никольской церкви на Аскольдовой могиле монастырь, а на месте обретения святыни установил столп (слуп) с образом  св. Николая, указывавшего направление к обители, которая стала называться Никольской Слупской или Столбовой (ныне здесь стоит Свято-Никольский храм, переданный в 1990-х гг. униатам).
            Иконография св. Николая сформировалась в Византии, оттуда пришла на Русь и
уже на русской почве получила свое законченное и совершенное развитие. Она настолько многообразна, что вряд ли можно найти еще одного святого, имеющего такой широкий круг изображений. Святителя Николая воспринимают как «Архиерея Божьего», наиболее приближенного к престолу Вседержителя и непрестанно молящегося о помиловании людей. Об этом свидетельствуют тексты акафиста и молитв, где св. Николай назван: «Лозо добродетельная винограда Христова», «закона Христова скрижали, Богописанныя», «угодниче преизрядный Господень», «всехвальный и всечестный архиерею» и т. д.
            Среди наиболее известных иконографических типов следует выделить: поясные, оплечные и ростовые образы, «Никола зимний» и «Никола вешний», «Никола с Деисусом», Никола Можайский, Никола Зарайский, «Никола на Угреше», житийные иконы.
 Древнейшими и самыми распространенными изводами, присутствующими практически в каждом храме, являются поясные образы св. Николая. На них святитель представлен благословляющим, с закрытым Евангелием в левой руке, часто с Деисусом и избранными святыми на полях. Такая композиция сложилась в Византии в IX–ХIII вв. и активно развивалась в домонгольской Руси. В качестве примеров византийского письма можно назвать икону «Святитель Николай» (IX в.) из монастыря Святой Екатерины на Синае, а среди древнерусских икон, но еще византинирующего направления, – среброфонный образ Николая Чудотворца из Десятинного Успенского монастыря в Новгороде (ГТГ). На обеих иконах лик святителя отмечен строгостью, сосредоточением и самоуглубленностью. .Николай Чудотворец Порхов 1412 г
К ранним изводам относятся двусторонние иконы Богоматери и св. Николая, неизвестные в Византии, но широко распространенные в России с XIV в.  и указывающие тем самым на особое почитание Пресвятой Девы и Чудотворца русским народом. Примерами могут служить выносная новгородская икона XV в. (ГМИР), образ из церкви Димитрия Ростовского (XIV в., ГМЗРК), икона из церкви Ризположения с. Бородавы Вологодской области (к. XV–XVI  вв., ЦМиАР).
Одеяние святителя Николая на иконах однообразно: это епископское облачение или белая крещатая фелонь, которая чаще всего изображается в ростовых изводах, но встречается и в поясных композициях, напр., на новгородской иконе рубежа XIV–XV вв. (ГРМ). Различия в одеянии свт. Николая составили основу для двух исключительно русских иконографий: «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующих дням почитания святителя – 6/19 декабря и 9/22 мая. «Зимний» Никола представлен в митре, а «вешний» – с непокрытой головой. По преданию, свое название иконография «Николы зимнего» получила благодаря императору Николаю I, который как-то зимой обратил внимание духовенства на то, что его небесный покровитель изображен без головного убора.
Важной деталью иконографии св. Николая является красный поруч – символ уз Иисуса Христа, на благословляющей деснице, расположенной в поясных изводах строго по центру. Другим значимым компонентом иконографии и неотъемлемым святительским атрибутом является Евангелие в левой руке Николая Угодника. Закрытое Евангелие имеет обрез ярко-красного киноварного цвета, который выделяет его в композиции. Обычно рука св. Николая, поддерживающая Евангелие, прикрыта омофором, что указывает на священное назначение книги, возлагаемой на престол в алтаре храмов. Примером можно назвать икону «Никола с житием» из села Каргач (2-я пол. XIV в., ГТГ). Исключение составляют ростовские образа, на которых св. Николай прижимает к груди Евангелие обнаженной рукой. Такая иконография напоминает, что Никола Чудотворец ― наставник в спасении и учитель в жизни – являет своей пастве образ Божий во время Евхаристии. В качестве примеров можно привести извод «Никола Гостунский» с житием (3-я четв. XVI в., ГМЗРК), где алый покровец для потира в руке св. Николая еще больше акцентирует внимание на Евангелии.
 Другой тип иконографии – св. Николай с избранными святыми – демонстрирует моление Церкви Христовой перед Спасителем во главе с Ее «Архиереем Божьим», коим является Николай Чудотворец. Как правило, иконография включает Деисус с центральным образом Спаса Нерукотворного на убрусе в верхнем поле и образы святых по бокам и внизу, часто в соответствии с их иерархией: выше апостолы и Отцы Церкви, ниже мученики и целители. Примерами могут служить образа «Святитель Николай Чудотворец с Деисусом и избранными святыми» из Рождественской церкви с. Цылиба Архангельской области (1-я половина XVI в., ГЭ) и из ростовской церкви Одигитрии (XVI в., ГМЗРК). Необычная композиция представлена на вологодской иконе «Свт. Николай Мирликийский, с Троицей Ветхозаветной, явлением Богоматери прп. Сергию Радонежскому и избранными святыми» (XVI в., ЦМиАР). Святитель показан по пояс, благословляющим десницей, держащим открытой рукой закрытое Евангелие. Над его головой в небесном сегменте белым контуром обрисована Троица, по сторонам вверху –«Явление Богоматери преп. Сергию» и пророки Иоанн Предтеча и Илия, а под ними, соответственно – свв. Екатерина и Никита, Стефан и Мина. Такие, дополненные сюжетами и фигурами святых, иконы пришли на Русь из Византии. Они демонстрировали вариант моленных изводов с центральным образом Николая Чудотворца и др. святых – небесных покровителей и заступников владельца иконы и членов его семьи.
С XIII в. существуют изводы Николая Чудотворца с открытой книгой в руках, на страницах которой помещен текст службы святителю. В Древней Руси такие образа встречаются редко. В новое время XVIII–XIX вв. они были распространены преимущественно у старообрядцев, которые изображали Николая Угодника с раскрытым евангелием и благословляющим двуперстием.
НМ Част собр ИркутскБесспорным шедевром древнерусской иконописи является образ «Святой Николай», написанный царским изографом Симоном Ушаковым(1676 г., ЦАК МДА). На нем святитель запечатлен фронтально, в саккосе и омофоре, благословляющим десницей, держащим закрытое Евангелие и алый покровец в левой руке. Несмотря на реалистическую трактовку образа, соответствующую эстетическим требованиям эпохи XVII столетия, лик святителя подчеркнуто аскетичен. В его пристальном и усталом взгляде, широком открытом челе, изломанной линии бровей, ясно прослеживаются трагические черты, сближающие его изображение с образом Спаса Нерукотворного (1673 г.) – моленной святыней царей Алексея Михайловича и Петра I.
Вверху в небесных сегментах, справа и слева, располагаются соответственно Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором. Их образы напоминают о I Вселенском Соборе (325 г.), на котором святитель Николай обличил еретика Ария, за что был лишен сана и посажен в башню, но вскоре, по воле Господа и Божией Матери, освобожден и восстановлен в епископстве.
Включение образов Спасителя и Пресвятой Богородицы известно с конца ХIII в., помещение их в круглые медальоны – с ХV–XVI вв., в небесных сегментах  – с XVII в., а иногда они изображались стоящими на облаках в полный рост, как на изводе «Святитель Николай Чудотворец, с житием» (2-й половина XVIII в., ЯХМ). Как правило, Богоматерь держит омофор распростертым на обеих руках. Исключением является икона «Никола Гостунский», в которой Божия матерь держит собранный в узел омофор одной левой рукой. На некоторых иконах медальоны с образами Христа и Божией Матери окрашены соответственно в красный, символизирующий высшую власть, и синий, обозначающий духовную чистоту, цвета.      Свт Николай Чудотворец сер 16 в
Оплечные изображения св. Николая известны в России с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и  наибольшее распространение получили в ростово-суздальских землях, а позже, в XIX в., у старообрядцев. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах, а было необходимо показывать и благословляющую десницу святителя Николая, «Архиерея Божьего». Оплечные изображения св. Николая могут входить в изводы с избранными святыми на полях, которые устанавливались в храмах, и в пядничных моленных иконах, писавшихся по частным заказам родовитых семей. Примерами оплечных изображений можно назвать иконы–пядницы из Георгиевской церкви в Вологде и Благовещенской церкви в Каргополе (1-я половина XVI в., ВГМЗ), и образ Никола с Деисусом избранными святыми (1-я половина XVI в., ГЭ).
            Еще один иконографический вариант «Николая Чудотворца» в рост широко известен в русской живописи примерно с XV–начала XVI вв. К нему относятся «Никола Зарайский» и его вариант – «Никола Можайский», самостоятельные ростовые изображения и изводы, входящие в Деисус.
Редкая иконография святителя представлена на иконе «Николай Чудотворец» из Леонтьевской церкви в Вологде (3-я четверть XVI в., ВГМЗ). На ней святой благословляет отведенной в сторону десницей так, как на Зарайских изводах, а левой рукой, прикрытой фелонью, держит Евангелие в несвойственном для русской иконописи резком диагональном ракурсе. Необычными являются асимметричная драпировка одеяния святителя и изображение на концах его роскошно орнаментированной золотой епитрахили фигур святителейВасилия Великого и Иоанна Златоуста. Все это, включая виртуозную иконописную манеру – графическая подчеркнутость линий, округлость форм, живописность и эмоциональное выражение лика говорит об обращении русских иконописцев к опыту византийских изографов, что стало характерным для искусства эпохи Иоанна Грозного и утверждения России как царства.
В Деисусном чине св. Николай изображается в трехчетвертном повороте в сторону Спасителя, с Евангелием  или воздетыми в молитве обеими руками, всегда с непокрытой головой. Парным ему может служить образ любого др. святителя, особо почитаемого в храме (районе), для которого писался Деисус. Примером может служить вологодская икона из Леонтьевской церкви, где Николаю Мирликийскому соответствует образ свт. Леонтия Ростовского (1560–е гг., ВГМЗ).
             Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII–ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань»  (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности, где, после формирования на раннем этапе в XIII в. основных сюжетов: рождение, обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах активно добавляются новые. Уже к конце XIV – начала XV вв. определяется иконографически устоявшийся круг житийных сцен Николая Угодника, среди которых излюбленными стали его чудеса: «Спасение корабля во время бури», «Чудо о трех корабельщиках» «Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена», «Спасение трех мужей от казни». Завершается житийный цикл «Перенесением мощей святителя Николая из Мир в Бари» – одним из центральных праздников РПЦ. Необычайно широкое распространение житийные иконы св. Николая получили в XV–XVII вв.            Сохранился редкий житийный извод свт. Николая Мирликийского из Пскова (2-я половина XVI в., ЦМиАР), представляющий 10 сцен из его жития, написанных на 2-х частях деревянного киота, предназначавшегося для статуи или иконы святителя.
            Исключительным образцом иконописания является иконография «Никола Отвратный», изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах,  отвращающим от зла, бесов, несчастий  и всякой скверны. Она  появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя». Примерами «Николы Отвратного» могут служить изводы из ГМПИ и ЦМиАР.  
            Помимо рассмотренных иконографий образ святителя Николая входит в композиции «Беседной иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др.

Лит.: Житие святителя Николая Мирликийского и слава его в России. Текст 1899 года. М., 2003;Почитание Святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007;

В. Гусакова
По материалам девятого тома Энциклопедии «Святая Русь»

Комментариев нет:

Отправить комментарий